Направление деятельности студии: художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность)
Руководитель: воспитатель ВКК, Фролова Н.В.
Возраст детей:от 4 до 8 лет.
Подчёркивая социальную значимость игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребёнок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П Никитин отмечали, что это готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. А даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребёнку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы, мир и жизнь.
Для более эффективной работы необходимо было создать яркие, функциональные средства, способные воздействовать на все органы чувств ребёнка и сочетающие в себе возможности мощного воздействия как на эмоциональную, так и на логическую сферы.
С этой целью в нашем дошкольном учреждении был создана студия конструирования «Винтик», важнейшими задачами которой являются:
- Развитие творческих способностей
- Формирование пространственного мышления;
- Развитие операций логического мышления: анализа и синтеза;
- Стимулирование воображения, фантазии и творческой инициативы;
- Развитие мелкой моторики;
- Формирование навыков общения и совместной деятельности;
- Развитие речи.
Виды конструирования используемые в студии.
- конструирование из строительных материалов (различные виды конструкторов)
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов (со средней группы )
Основные формы организации обучения дошкольников конструированию
- конструирование по образцу;
- конструирование по модели;
- конструирование по заданным условиям;
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;
- конструирование по теме;
- конструирование по замыслу
Методы и приемы конструирования
- наблюдение и обследование натурального объекта;
- показ и анализ образца;
- объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки;
- постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера;
- анализ и оценка процесса работы;
- анализ и оценка детских работ, качества готовой продукции.
Применяется инновационные технологии :
- LEGO - конструирование
- работа по операционным картам
- ТРИЗ
-проблемная ситуация
-ИКТ
Для занятий отведено специальное помещение, которое условно поделено на 4 зоны:
1.Стеллажи и ящики для хранения конструкторов.
Современные конструкторы обладают большим разнообразием: есть варианты и для самых маленьких, и для старших дошкольников. Для каждого возраста разработаны удобные по размеру детали (крупные - для малышей, более мелкие - для детей постарше). Возможна постройка домов и конструирование различной техники. В наборах обычно есть дополнительные детали в виде окон, колес и т.п. Сделанная из такого конструктора машинка будет легко катиться по столу или полу, а построенный дом не развалится.
Блочные конструкторы также могут быть тематическими и содержать фигурки людей и животных. Малыш может играть, а из деталей конструктора по необходимости создавать новое пространство для игры. Характерной особенностью таких конструкторов является совместимость деталей с любыми аналогичными наборами данной фирмы. Это позволяет значительно расширить игровые и строительные возможности конструктора.
На занятиях по Лего- конструированию мы используем российский аналог конструктора «Лего» -«Кроха», тематические наборы «LEGO-DUPLO »: «Ферма», «Пожарная станция», «Цирк», «Железная дорога», «Стройка», «Замок», «Магазин» и т.д.
«LEGO-DUCTO»: «Гараж», «Дом в деревне», наборы для творчества и несколько из серии « LEGO – TECHNIC» для детей подготовительных к школе групп.
2. Выставочная зона
Здесь выставляются лучшие индивидуальные и коллективные работы детей, фотографии лучших поделок и сочиненные детьми загадки к ним.
3. Рабочая зона для детей
Конструированием дети занимаются сидя за столами малыми подгруппами. На центральной стене помещаются схемы и алгоритмы необходимые для занятия.
Для речетворческой деятельности (сочинения рассказов, сказок, загадок) предусмотрены: мольберт, планшеты и наборы фломастеров по количеству детей.
Так же оборудована здесь зона для обыгрывания.
Созданные постройки дети охотно используют в сюжетно-ролевых играх. Для этого в кабинете есть мини-городок, который дает детям возможность окунуться в свою придуманную реальность.
В результате работы конструированию дошкольники:
- Получают опыт анализа конструкций и генерирования идей;
- Могут создать красочные, привлекательные поделки в независимости от имеющихся у них навыков;
- Учатся конструировать по образцу, по модели и самостоятельно.
- Учатся описывать модели по алгоритму и сочинять несложные загадки.